Программа занятий оздоровительной гимнастикой ушу для детей дошкольного возраста

Постоянно действующие группы>>>

Занятия Ушу с детьми>>>

Оздоровительные практики Цигун и Тайцзицюань - занятия для взрослых>>>

Практика женских алхимических преобразований>>>

ТАЙЗИЦЮАНЬ - веер и меч >>>

ПРОГРАММА   ЗАНЯТИЙ   ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ   ГИМНАСТИКОЙ   УШУ   ДЛЯ   ДЕТЕЙ   ДОШКОЛЬНОГО   ВОЗРАСТА


> Занятия Ушу с детьми общие вопросы>>>

> Программа занятий оздоровительной гимнастикой ушу для детей дошкольного возраста>>>


Программа занятий оздоровительной гимнастикой ушу для детей

Пояснительная записка

     Человек – высшее творение природы. Но для того чтобы наслаждаться ее сокровищами, он должен отвечать по крайней мере одному требованию: быть здоровым и дружить со спортом.

      По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье — естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений; состояние полного телесного, душевного и социального благополучия.

            Обучение движениям оказывает влияние на здоровье, общее физическое развитие, развитие познавательных способностей, волевых качеств, эмоциональности ребенка, т.е. на его внутренний мир. Обучение движениям способствует гармоничному развитию личности, совершенствованию как физических, так и психических, интеллектуальных, духовно – нравственных качеств.

      Обучаясь движениям, ребенок приобретает знания, необходимые для его сознательной двигательной деятельности, приобретает опыт их реализации, в том числе творческой.

      Обучение движениям способствует осознанию ребенком самого себя как личности, вырабатывает у него потребность совершенствовать собственную природу, создает предпосылки для реализации его индивидуальности. Осуществляя самые разные движения, ребенок получает возможность самосовершенствования, формируется интерес и любовь к физической культуре.

      Программа направлена на формирование у   ребенка интереса к своему личному здоровью, на совершенствование всех видов движений и развитие физических качеств.

    Особенности программы:

Рассматривается под оздоровительным аспектом.

Акцент оздоровительной работы делается на развитие двигательной деятельности ребенка.

Занятия построены с учетом возрастных критериев.

Использование техники китайской гимнастики УШУ.

Проводится в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников.

 

Цели и задачи программы:

 

Цель: повышение физической подготовленности детей, уровня здоровья при одновременном развитии их умственных способностей.

Задачи:

сохранение и укрепление здоровья детей;

формирование привычки к здоровому образу жизни;

формирование двигательных навыков и умений;

развитие психофизических качеств (быстрота, сила, выносливость, гибкость, ловкость);

развитие двигательных способностей (функции равновесия, координации движений);

профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата, простудных заболеваний;

формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности;

развитие внимания, сосредоточенности, организованности,

воображения, фантазии, умения управлять своими поступками, чувствами.

 

   Для выполнения поставленных оздоровительно-воспитательных задач программы предусмотрены следующие структуры:

- Корригирующая, ритмическая,  психомоторная  гимнастики с элементами китайского УШУ

- Динамические и оздоровительные паузы

- Релаксационные упражнения

- Хороводы, различные виды игр

- Занимательные разминки

- Различные виды массажа

- Пальчиковая гимнастика

- Дыхательная гимнастика с элементами Цигун

 

Для успешной реализации программных задач используются занятия по содержанию:

Традиционные фронтальные занятия

Игровые  упражнения

Занятия – путешествия

Обучающие и развивающие

Познавательные

   Принципы построения программы:

Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.

Принцип связи теории с практикой формирует у детей умение применять свои знания по сохранению и укреплению здоровья в повседневной жизни.

Принцип повторения умений и навыков — один из самых важнейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.

Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания предполагает то, что главной целью образования становится ребенок, а не окружающий мир. Педагог, опираясь на индивидуальные особенности ребенка, планирует его развитие, намечает пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима.

Принцип доступности позволяет исключить вредные последствия для организма детей в результате завышенных требований и физических нагрузок.

Принцип успешности заключается в том, что на первом этапе формирования здоровья ребенок получает задания, которые он способен успешно выполнить.

Принцип активного обучения обязывает строить процесс обучения с использованием активных форм и методов обучения, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества (игровые технологии, работа в парах, подгруппе, индивидуально, организация исследовательской деятельности и др.).

Принцип коммуникативности помогает воспитать у детей потребность в общении, в процессе которой формируется социальная мотивация здоровья.

Принцип взаимодействия  педагога  и семьи, преемственности при переходе в школу направлен на создание условий для более успешной реализации способностей ребенка и обеспечения возможности сохранения здоровья при дальнейшем обучении в школе.

Принцип результативности предполагает получение положительного результата оздоровительной работы независимо от возраста и уровня физического развития детей.

 

Принципы взаимодействия с детьми:

сам ребенок – молодец, у него - все получается, возникающие трудности – преодолимы;

постоянное поощрение всех усилий ребенка, его стремление узнать что-то новое и научиться новому;

исключение отрицательной оценки ребенка и результатов его действий;

сравнение всех результатов ребенка  возможно только с его собственными,  а не с результатами других детей;

каждый ребенок должен продвигаться вперед своими темпами и с постоянным успехом.

Срок реализации программы – 1 год:

*  Периодичность  - 1 раз  в неделю

*  время проведения:

 –  для младшей группы 15  минут

- для средней группы 20 минут

- для старшей и подготовительной 30 минут

*  в месяц – 4 занятия

*  количество детей в группе  – 6

     Методическое обеспечение программы:

Занятия по данной программе состоят из практической деятельности детей.

Проводятся под руководством педагога.

      Формы и методы обучения:

Словесные – объяснение;

Наглядные – показ;

Поисковые – поиск новых идей, материалов;

Креативные – творческий подход.

       Результативность программы:

- Развитие физических качеств дошкольников посредством спортивно-оздоровительной работы.

- Повышение уровня физической подготовленности (прирост показателей развития физических качеств).

- Разнообразные, увлекательные, совместные занятия вместе с детьми, обеспечивают двигательную активность детей, способствуют их эмоциональному подъему и формирует их коммуникативные навыки.

 

Перспективное планирование:

Месяц

                                          Программные задачи

 

Сентябрь

Формировать у детей умения объективно оценивать свои физические возможности, чтобы грамотно действовать в необычных ситуациях с точки зрения опасности или безопасности совершения определенных действий.

Развитие самоконтороля и произвольности действий.

1 неделя

 

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Развитие самоконтроля.

Дать преставление  о том,   что возможности и желания не всегда совпадают.

Коммуникативные игры.  «День-ночь»

 

Формировать представление о границах физических возможностей, умение оценивать ситуацию по принципу «опасно – безопасно».

Игры: «день-ночь», «Мое имя».

Продолжать формировать представление о границах своих возможностей (в прыжках в длину, высоту), умение оценивать ситуацию

Формировать способность прогнозировать результаты действия других людей и оценивать их возможности

Октябрь

- Оказывать общеукрепляющее воздействие на организм ребенка;

- Формировать правильную осанку;

- Развивать внимание,

- Кинестетический фактор: развитие координации движений, мелкой моторики.

- Пространственный фактор: развитие осознанных движений с опорой на схему тела.

- Развитие функции произвольной саморегуляции

Разминка. Растяжки. Обучение приемам  точечного массажа.

Ползание.

 

Разминка. Растяжки. Обучение приемам  точечного массажа.

Ползание на животе «Тараканий бег».

Дыхательные упражнения.

Разминка. Растяжки.

Дыхательные упражнения.

Произвольность, реакция.  «Стоп – хлопок»

Знакомство с базовой техникой УШУ.

Закрепление навыков правильной осанки. Базовая техника УШУ.

Стойки – положения рук и ног.

Ноябрь

- Формировать у детей правильную походку и осанку

- Научить выполнять упражнения для укрепления мышц, участвующих в формировании свода стопы.

Изучение базовой техники УШУ. Изучение базовых стоек (поз) Ушу.

Развите пространственных представлений.

Изучение схемы тела.

Развитие коммуникативных навыков.

Разминка. Базовые упражнения для развития ног.

Упражнения для развития плечевого пояса.

Коммуникативные игры.

Разминка. Базовые упражнения для развития ног.

Упражнения для развития плечевого пояса.

Базовая техника Ушу: стойка Мабу.

Психогимнастика.

Разминка. Базовые упражнения для развития ног.

Упражнения для развития плечевого пояса.

Базовая техника Ушу: стойка Мабу.

Диафрагмальный тип дыхания.

Разминка. Растяжки.

Дыхательные упражнения.

Знакомство с базовой техникой УШУ.

Стойка Гунбу.

Диафрагмальный тип дыхания.

Декабрь

Укреплять опорно-двигательный аппарат детей с использованием коррекционных упражнений. Изучение базовой техники УШУ. Развитие произвольной саморегуляции. Правильное удержание позы (стойки), контроль за исполнением и фиксация позы (стойки). Развитие подвижности суставов.

Разминка. Растяжки.

Дыхательные упражнения.

Знакомство с базовой техникой УШУ.

Стойка Сюйбу – пустой шаг.

Диафрагмальный тип дыхания

 

Разминка.  Моторика. Дыхание. Релаксация.

Стойка Пубу – низкий шаг.

Стойка Себу – скрученная позиция.

Разминка.  Моторика. Дыхание. Релаксация

Цзопань бу – низкая скрученная позиция.

Дин бу – Т образный шаг.

Дули бу – на одной ноге.

Упражнения для отработки базовых позиций и перемещений.

Мабу- гунбу- пубу-хлопок-дули бу - мабу.

Январь

- Развивать и корректировать познавательную и эмоционально- личностную сферу психики ребенка с использованием элементов психогимнастики;

- Развитие устойчивости, умения держать равновесие.

- Развивать память, внимание, волю, воображение, развивать творческие способности.

Развитие зрительного восприятия. Глазодвигательные упражнеия.

Простраивание покорковых и подкорко- корковых связей. Саморегуляция.

Повышение энергетического потенциала.

Отработка базовой техники Ушу.

Разминка. Растяжки.

Дыхательные упражнения.

Знакомство с базовой техникой УШУ.

Отработка стоек.

Упражения на развитие устойчивости. Балансирование.

 

------«--------

Знакомство с базовой техникой УШУ.

Отработка стоек.

Упражения на развитие устойчивости.

Отработка трех основных положений рук.

Разминка.

Отработка трех основных положений рук.

Кулак-ладонь- крюк.

Развитие координации глаз-рука.

Формирование двигательного стереотипа, праксиса.

Разминка. Отработка базовой техники Ушу.  Динамические тренировочные методы. Координация плечевого пояса, рук и ног в динамике.

 

Февраль

Двигательные функции. Кинестетический праксис.  Кинетический (динамический) праксис. Пространственный праксис.

Межполушарное взаимодействие.  Сенсомоторное развитие. Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук; развивать сенсорные эталоны.

Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.

Школа мяча. Овладеть техникой игры с мячом.

Праксис поз по зрительному образцу: «Делай, как я».

Отработка базовой техники Ушу.  Динамические тренировочные методы. «Живость поясницы»

 

 

 

Динамический праксис.«Кулак ребро ладонь». Отработка базовой техники Ушу.  Динамические тренировочные методы.

Форма разворачивания и сжимания корпуса.

 

Межполушарное взаимодействие.

Реципрокная координация рук.

Отработка базовой техники Ушу.  Динамические тренировочные методы.

Качание поясницей и повороты  влево и вправо.

Игра с мячом.

Релаксация.

Пространственный праксис. «Пробы Хэда».

Отработка базовой техники Ушу.  Динамические тренировочные методы.

Живость шагов и бедер.

Размалывающий шаг-поворот. Непрерывный шаг.

Коммуникативные игры с мячом.

Март

Тактильные и соматогностические функции.

- Повысить двигательную активность детей, используя тренажеры и нестандартное оборудование.

- Совершенствовать связочно-суставный аппарат.

Отработка базовой техники Ушу. Развитие моторики, координации.

 

Развите

 тактильных и соматогностических функций.

 «Закрой глаза. Покажи место, до которого я дотронулась».

Отработка базовой техники Ушу.  Динамические тренировочные методы.

 

Развите

 тактильных и соматогностических функций.

Проба Тойбера.

Отработка базовой техники Ушу.  Динамические тренировочные методы.

Важнейшие связки.

«Непрерывный шаг-рука»

Развите

 тактильных и соматогностических функций.

Проба Ферстера.

Отработка базовой техники Ушу.  Динамические тренировочные методы.

Важнейшие связки.

«Вверх- вниз»

Разминка. Растяжки.

Дыхательные упражнения.

Отработка базовой техники Ушу.  Динамические тренировочные методы.

Базовое Таолу 

Чанцюань.

Важнейшия связки и перемещения. «Вверх-вниз».  «Вращение на ноге вокруг себя».

Апрель

Слуховой гнозис.

Развитие координации движений, ловкости и гибкости. Развитие мышечной памяти.

Отработка базовой техники Ушу. Изучение основного тренировочного комплекса упражнеий Тао лу. Изучение шаолиньского комплекса упражнений «Танец пяти зверей».

Упражнения Цигун Тайцзи.

 

Развитие восприятия различных бытовых и природных шумов, музыки  и т.д.

Дыхательные упражнения.

Отработка базовой техники Ушу.  Динамические тренировочные методы.

Базовое Таолу 

Чанцюань

 

Восприятие ритмовСколько раз я стучу?» (2, 3, 4 коротких и/или длинных ударов). «По сколько раз я стучу?» (по 2, по 3 удара).  «Сколько сильных и сколько слабых ударов я делаю?»

Динамические тренировочные методы.

Базовое Таолу 

Чанцюань.

Воспроизведение ритмов: «Постучи, как я».

Дыхательные упражнения.

Отработка базовой техники Ушу.  Динамические тренировочные методы.

Базовое Таолу 

Чанцюань.

Разминка. Растяжки.

Дыхательные упражнения.

Отработка базовой техники Ушу.  Динамические тренировочные методы.

Базовое Таолу 

Чанцюань.

Комплекс «Танец пяти зверей»

Май

Самостоятельная деятельность детей.

- Учить детей использовать полученные знания и сформированные умения;

- Уметь самостоятельно заниматься физическими упражнениями, по назначению использовать спортивный инвентарь.

Отработка базовой техники Ушу.  Динамические тренировочные методы.

Базовое Таолу 

Чанцюань.

Комплекс «Танец пяти зверей».