Проведение лингвистических пятиминуток на уроках биологии

Адрес: Занятия проводятся  у  ученика.  Город Москва, районы: Кунцево, Крылатское, Можайский.

Телефон:   +7(915) 385-38-50

Еmail:   anastasiyaberezina610@gmail.com


Репетитор по химии и биологии >>>

Основные сложности по химии>>>

Проведение лингвистических пятиминуток на уроках биологии>>>

Вывод формулы по химии 10-11 класс>>>

Мышьяк, свойства и применение>>>

Проведение   лингвистических   пятиминуток   на   уроках   биологии

МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ БИОЛОГИИ И ХИМИИ

 

Реферат по дисциплине «Язык как инструмент преподавания биологии»

На тему «Проведение лингвистических пятиминуток на уроках биологии»

 

Выполнила студентка IV курса 3 группы Березина А.

Проверила доцент Дутко Н.П.

    

    В последнее время в образование внедряется компетентностный подход. В число ключевых компетенций, которые должны быть сформированы у учащихся в процессе обучения входит лингвистическая компетенция.

    Лингвистическая компетенция – результат осмысления языкового опыта. Она включает совокупность учебно-языковых умений и навыков: узнавать буквы, слоги, слова, морфемы и т.д., классифицировать языковые явления, проводить морфемный, фонетический разбор и др. Лингвистическая компетенция обеспечивает познавательную культуру личности школьника, развитие логического мышления, памяти, воображения, овладение навыками самоанализа, самооценки, а также формирование лингвистической рефлексии как процесса осознания учеником своей речевой деятельности.

    Из определения, данного выше, понятно, что в основном формирование лингвистической компетенции происходит на уроках русского языка и литературы. Однако, образование – процесс непрерывный и представляющий собой в известной степени единое целое. Согласно новому ФГОС, существует группа метапредметных результатов учебной деятельности, предполагающих в том числе готовность к ведению проектной деятельности, навыки поиска и работы с информацией.

    На мой взгляд, успешное достижение этих результатов невозможно без развития лингвистической компетенции.

    Преподаватели естественных дисциплин, как и всех остальных, участвуют в достижении метапредметных результатов, например, путем комбинирования философских вопросов с изучением (даже скорее обобщением) конкретной предметной темы.

    Также можно использовать в обучении биологии некоторые методы, использование которых более ожидаемо на уроках русского или английского языка, например, проведение лингвистических пятиминуток.

    Для основы создания заданий такого типа по биологии была изучена презентация «Организация опроса на уроках русского языка с использованием лингвистических тренажеров как средства формирования у учащихся орфографических навыков», предложенная на сайте http://900igr.net/prezentatsii/russkij-jazyk/Trenazhjor-po-russkomu-jazyku/001-Organizatsija-oprosa-na-urokakh-russkogo-jazyka-s-ispolzovaniem.html. Целью этого исследования было выявление влияния лингвистических тренажеров как одного из видов контроля за знаниями, умениями и навыками учащихся на развитие орфографических и пунктуационных навыков и повышения грамотности учащихся. Автор предлагает не только представлять учащимся информацию о каких-то правилах и нормах русского языка, но и определенным образом ее группировать, создавать схемы, таблицы, позволяющие сделать повествование наглядным и образным. Из четырех предложенных типов лингвистических тренажеров – «Круг», «Информатор», «Пятиминутка» и «Тест» для проведения лингвистической пятиминутки на уроке биологии подходят все.

    Задание 1. Вы, наверное, уже знаете, как важны приставки в образовании терминов. Изучите схему и приведите примеры пар терминов, значение которых становится диаметрально противоположным благодаря приставкам «гипо» и «гипер». Придумайте аналогичные пары терминов с приставками «микро» и макро». (См. Приложение 1).

    Возможные ответы: гипотония и гипертония, гипотиреоз и гипертиреоз, гипофункция и гиперфункция, макрогаметы и микрогаметы и др.

    Задание 2. Мы изучаем семейства цветковых растений. Может, вы заметили, может, нет, но названия семейств образуются по одному и тому же принципу. Изучите схему и ответьте на поставленные в ней вопросы. (См. Приложение 2).

    Ответы: Лилейные, Кирказоновые, Адоксовые.

    Задание 3. Приставки очень важны в образовании биологических терминов. А теперь рассмотрим важность суффиксов. Вспомните строение кровеносной и пищеварительной систем. В этих двух системах есть пара однокоренных слов, имеющих разные суффиксы. Какие это слова? (Желудок и желудочек).

    Заполните таблицу:

 

 

Желудок

Желудочек

Пищеварительная система

?

 

Кровеносная система

 

?

Начало круга кровообращения

 

?

Имеет кислую реакцию среды

?

 

Может быть правым и левым

 

?

Содержит секреторные клетки

 

?

Имеет в стенке поперечно-полосатую мускулатуру

?

 

 

 Задание 4. Выберите правильные варианты ответов.

1. Термин, напоминающий о мифах Древней Греции:

А). щитовидная железа

Б). ахиллово сухожилие V

В). Таламус

Г). Мозолистое тело

 

2. Выберите из предложенных терминов тот, который связан с процессом разрушения:

А). ассимиляция

Б). биосинтез

В). Фосфорилирование

Г). Диссимиляция V

 

3. Какой из этих грибов вы точно не стали бы есть (если класс еще не проходил тему «Грибы):

А). ложный опенок V

Б). подосиновик

В). Сыроежка

Г). Валуй

Приложение 1.

 

Приложение 2.