Детский нейропсихолог | Консультация детского нейропсихолога

Помощь нейропсихолога. Оздоровительная программа >>>

Консультация детского нейропсихолога>>>

Детский   нейропсихолог

Помощь в развитии речи и школьной успеваемости.

Детская нейропсихология - это наука о   деятельности    мозговой организации психических функций ребенка  в процессе  его  развития.  

Детская нейропсихология рассматривает работу и уровень сформированности всех  высших психических функций ребенка - памяти, внимания, восприятия, речи, чтения, счета и письма, пространственных представлений, мышления. Поскольку, каждая из этих функций связана с работой определенных областей головного мозга, то нейропсихолог рассматривает  функционирование  этих психических функций  в контексте  их взаимосвязей с конкретными участками мозга. Что дает возможность  разобраться в причинах появления той или иной проблемы  и  разработать   индивидуальную  программу  коррекционного процесса.

В поле зрения детского нейропсихолога попадают дети, у которых особенности их развития влияют на  процесс  обучения, усвоения новой информации  и  правил поведения в обществе, а также  дети,  с нарушением процесса  саморегуляции организма, т.е. часто болеющие и утомляющиеся, склонные к неврозам и психосоматическим расстройствам.

Детская нейропсихология

Детский нейропсихолог – это специалист,  который поможет решить  многие проблемы, возникающие на пути  развития Вашего ребенка.  

Современное общество ставит перед  людьми много задач, которые требуют  для их решения применения достаточных усилий.  И, к сожалению, дети не являются исключением.  Именно к ним современная система образования предъявляет очень высокие требования, с которыми подчас ребенок не может справиться без помощи  специалистов помогающих профессий.

Именно таким специалистом   является нейропсихолог.

Вот перечень  трудностей,  которые   беспокоят  родителей и заставляют их  прийти  на прием к нейропсихологу:

1.  Самая  распространенная причина беспокойства – это  трудности   развития речи ребенка.

Тут возможны различные варианты, которые обусловливают  проблему формирования речевой сферы  ребенка.

Трудности развития  речи в виде нарушения звукопроизношения или даже   задержки речевого развития, как правило,  являются следствием   внутриутробных поражений головного мозга, родовой травмой.  

Но,  задержка  речи  может  быть вызвана психологическими причинами:  стрессовой ситуацией, или  дисфункциональными отношениями в семье.

2. Не меньшее беспокойство вызывают  школьники, испытывающие трудности  в усвоении учебного материала и   психологической адаптации  в  коллективе сверстников.

Причинами  школьной   дезадаптации  примерно  в 70% случаев  является  следствие перенесенной родовой травмы, в виде  резидуально-органической церебральной недостаточности является, то есть  -  церебрастенический синдром.

У школьников с церебральной недостаточностью  отмечаются трудности  запоминания и удержания в памяти учебного материала.  Такие дети испытывают  трудности овладения  школьными  навыками  (письма, чтения, счета).  У них наблюдаются трудности усвоения математических заданий, а также грамматические ошибки, небрежность в тетрадях,  зеркальный характер письма и трудности в освоении чтения.  

3. Помимо  вышеперечисленных проблем у детей с церебральной недостаточностью    наблюдаются нарушения в эмоционально-волевой и поведенческой сфере в виде раздражительности, импульсивного поведения,  гиперактивности,  повышенной  плаксивости  и склонности к  капризам.

Дети с  церебральной недостаточностью  склонны к развитию  неврозов,   симптомы которых отличаются  стабильностью симптоматики, которая не зависит от внешних обстоятельств, и выражаются в виде  тиков,  заикания, навязчивых  движений,  страхов  и постоянной  тревожности.

Гиперактивность у таких детей  выражается в  постоянном  двигательном  возбуждении,  ребенок все время  вертится,  трудно засыпает, его  трудно  накормить или увлечь какой-нибудь деятельностью.  В детском саду такие дети с трудом адаптируются в коллективе, в  школе продолжают испытывать трудности  общения со сверстниками и учителями,  а также  бывают не успешными в учебной деятельности.

4. Весьма распространенными проявлениями  церебрастении  являются психосоматические проявления  в виде частых простуд,  головных болей, повышенной утомляемости, возникающей  в течение  учебного дня,  головокружения, приступы  тошноты и рвоты, приступами удушья.

У  таких детей  часто наблюдается непереносимость транспорта, а также метеозависимость выражающаяся в виде приступов слабости, учащения  пульса, повышения или понижения  артериального давления, головокружения.

Детям современного общества предстоит решать много проблем.  Главная из них – это сохранение своего здоровья,  что дает возможность  успешного  обучения в школе и  в высших учебных заведениях. И в дальнейшем вести активный образ жизни, стать эффективным  во всех сферах  деятельности.

В процессе многолетнего опыта работы в детских учреждениях, детсадах, школах, центрах психологического  сопровождения,  я разработала  программу, целью  которой  является помощь  детям в преодолении трудностей, связанных с  развитием речи, учебной деятельностью,  общим состоянием здоровья. Программа основывается на  методах современной  нейропсихологии, а так же  в занятия включены  элементы  восточных оздоровительных  гимнастик ушу, цигун и йоги. Направлена  в первую очередь  на  развитие  сенсомоторной  сферы ребенка, и  на формирование методов саморегуляции  психической  деятельности.

ПРОГРАММА НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ТРУДНОСТЯМИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ И УСВОЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

ПРОГРАММА  НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ  ПОМОЩИ

Программа рассчитана  на  занятия с детьми  дошкольного и младшего школьного возраста. Направлена  на  выстраивание  всех  функций мозга в соответствующем порядке, который дает возможность ребенку  быстрее приобретать  соответствующие навыки, лучше   усваивать школьную программу  и контролировать свое поведение.

Иными словами, данные занятия помогают детям улучшить  свои адаптивные возможности,  восполнить  недостающие компоненты  в развитии, а это значит,  что  ребенок  сможет  гармонично  развиваться,  повысить качество своего существования, стать  успешным как в обучении, так и в дальнейшей жизни.

Методологически программа основана на техниках воздействия на сенсомоторную сферу ребенка, и разработана с учетом общих закономерностей развития его высших психических функций.

Поскольку  формирование  сенсомоторной сферы ребенка является  фундаментом для  дальнейшего развития,  то  программа занятий в первую очередь основана  на двигательных методах  коррекции,  так как с помощью  именно техник, направленных  на  развитие двигательной активности и моторики, можно качественно  выстроить слаженное взаимодействие между  всеми  уровнями психической деятельности. И в первую очередь – активизировать через телесные  ощущения,  следующие психические функции:  память, речь, восприятие,  а также  эмоции и  процессы саморегуляции. Таким образом, формируется предпосылка для развития в дальнейшем  учебных навыков ребенка: овладения чтением, письмом и математическими знаниями.

Исходя из теории, разработанной отечественным психологом А.Р.  Лурией,  о трех  функциональных блока мозга,   коррекционное воздействие  осуществляется  в направлении  сразу всех трех блоков мозга. (А.В. Семенович)

1. В первую очередь, на активацию подкорковых  зон головного мозга, отвечающих за работу  энергетического потенциала  всего  организма.  

2. Одновременно осуществляется воздействие,  направленное на  стабилизацию межполушарных взаимодействий   и  формирование  специализации левого и правого полушарий, что отвечает за возможность операционального обеспечения сенсомоторного взаимодействия с внешним миром, так как  гармоничное скоординированное взаимодействие полушарий головного мозга, это главное  условие успешного осуществления  любой деятельности. В случае сбоя синхронного взаимодействия работы полушарий мозга, происходят различные нарушения развития, трудности в учебной  деятельности,  а также  поведенческие проблемы, приводящие к  социальной дезадаптации ребенка.

Необходимая  функциональная связь между полушариями формируется уже на раннем периоде развития ребенка, когда он начинает ползать, осуществляется  из-за совершения  перекрестных движений рук и ног, и продолжается  формирование этой связи до  15 лет.

Занятия, направленные на укрепление  функции  межполушарного взаимодействия  оказывают влияние на  скорость  протекания психических процессов  задействованных  в  учебной деятельности и  дают возможность  повысить  скорость чтения, концентрацию внимания, продуктивность мышления.

3. И наконец,  осуществляется формирование  процессов произвольной саморегуляции и смыслообразующей функции психической деятельности. В данном случае целью коррекционного процесса  является  оптимизация функционирования передних, префронтальных отделов мозга, отвечающих за устойчивость внимания, самоконтроль и самоорганизацию, критичность,  и умение планировать свою деятельность.

      Занятия помогут решить многие проблемы, встающие перед Вашим ребенком на пути его  саморазвития.

     Например, подкорректировать  распространенный  феномен зеркальности, который  прошли  практически все дети в процессе изучения письма.  Оказывается, это является результатом  несформированности функциональной асимметрии мозга, и, следовательно,  усиление роли контроля правого полушария процессами восприятия и памяти.

     Ещё одним важным аспектом  является  формирование и коррекция базовых сенсомоторных взаимодействий,  которые определяют динамические и  кинетические  составляющие  всех психических функций,  мышления, речи и поведения ребенка.  Именно из-за сбоев в работе этих взаимодействий появляется  заикание,  задержки речевой функции,  тики и прочие навязчивости.

      Достигается  коррекция  этих функций  за счет  простых упражнений  по расширению глазодвигательного репертуара,  выстраивания  координации глаз-рука, выполнение  движений требующих  синхронных действий  обеих рук и ног.

Упражнения глазодвигательного репертуара

В заключении хочу сказать, что  этот "волшебный комплекс окажет эффективное действие, если выполнять  его регулярно,  желательно ежедневно  вместо  утренней гимнастики, начиная каждое утро с дыхательных упражнений, точечного массажа и растяжек, и заканчивая нейропсихологическими упражнениями, направленными на  синхронизацию межполушарного взаимодействия и развитию координации движений.